О личностном и безличностном аспектах Бога

Д.Р. Бугулов

Сразу отмечу, что данная тема является спекулятивной ровно в той же степени, в которой является дискуссионной. В большинстве случаев она вредна и уводит от главного. Поясню: те, кто спорят, не доросли до нее и потому исключительно используют для самоутверждения, те же, для кого этот вопрос сущностно важен – не спорят.

Таким образом, здесь я ни в коем случае не полемизирую с кем бы то ни было и не претендую на Истину. Я лишь излагаю свое Видение, существующее именно на данный момент моей жизни. Более того, намеренно не определяю излагаемое далее как Знание, так как сущностные положения моего Видения не есть плод интеллектуального усилия и многое из него по сей день не доступно мне в непосредственном сенсорном восприятии, т.е. находится вне опытного подтверждения. Причина написания данной статьи лежит исключительно в социальной сфере: я не хочу, чтобы недосказанность с моей стороны по данному вопросу и предвзятая интерпретация моих слов и действий стали причиной отнесения меня к какой-либо религиозной школе. Подобные недоразумения, накапливаясь, приводят к неоправданным ожиданиям во взаимоотношениях.

Для того чтобы объяснить свою позицию, мне необходимо опираться на понятие Грах. Моё познание Грах зафиксировано в аудиозаписях теоретического курса «Введение в Силы» и доступно для скачивания*. Ключевым же моментом для понимания данной статьи является положение о делении Мира на три части: верхний, средний и нижний. Из них только средний, которому мы принадлежим, доступен нам через сознание в прямом восприятии, тогда как нижний опосредуем исключительно через воображение, но трактуем, а верхний – принципиально НЕПОНИМАЕМ, так как находится над границами каких-либо определений. Судить о нём мы можем косвенно и статистически, как о «черном ящике», т.е. через попытку корреляций между сигналами на входе и выходе. Категориальным разделом между средним и верхним миром является пограничная Граха Шани (Sa), над ней – безграничное Пространство (или в ведической традиции – Акаша), где каких-либо границ уже нет. Потому стремление описать безграничное ограниченным (словом, образом) – тщетна. Единственными средством проникновения в верхний мир для дальнейшей сравнительной интерпретации является осязание (а точней, тонкое осязание) и звук. За первым стоит Sa, за вторым Gu (Грахи, уже упомянутые). А теперь попробуйте описать, а тем более – обосновать какую-либо личность при помощи звука и осязания, и вы поймете бессмысленность дискуссий. Безграничное не доказываемо. Оно лежит исключительно в области Видения, что, как было уже сказано, может быть лишь предметом интерпретации и статистического изучения.

Из сказанного несложно прийти к выводу об условности и конвенциональности любого вербализованного знания о Высшем, что иллюстрируется множественностью и параллельностью существующих учений и религий. Критерием истинности здесь становится практичность прикладных следствий и, соответственно, варьируется от социального запроса и уровня культуры. (Рассмотрение вопроса об истинности истин не является обязательным в данной статье и заслуживает отдельного внимания).

Однако вернемся к заявленной теме и выделим три аксиомы, принципиально описывающие предлагаемое здесь Видение:
1. Воля проявляет Личность, Личность «волит» свою Волю.
2. Весь проявленный мир существует в сознании Бога и сам является его сознанием.
3. Человек – агент самоосознания Бога.

Начнем с первой аксиомы – аксиомы о Личности. Исторически здесь существует досадная методологическая ошибка, состоящая в сведении понятия личности к наличию формы. Само понятие формы относительно. Для листа капусты козел, поедающий его – бесформен в силу отсутствия у листа органов восприятия козла. Когда же я говорю об Акаше, я подразумеваю не некую более высокую размерность, недоступную нашему обыденному восприятию, а принципиальное отсутствие каких бы то ни было измерений (4-х, 5-х, 64-х и т.д.). Верхний мир находится над Силой «границ и движения» (Sa), а значит, в нём все существует одновременно, всегда и везде. Вне координат (временных, пространственных и возможных иных).

Таким образом, я утверждаю абсолютную бесформенность Бога на уровне верхнего мира. Однако это вовсе не означает его безличностность. Очевидный опыт свидетельствует нам о бесконечном множестве объектов живой и не живой природы, обладающих формой, но не являющихся личностями. Таки образом, при исследовании мы не должны антропоморфизировать и опредмечивать понятие «личность», а в случае рассмотрения личности Бога уметь встать над такой характеристикой, как форма. Предлагаемый в первой аксиоме критерий личности – Воля. Любой субъект ровно настолько личность, насколько обладает Волей, т.е. свободой в своем выборе. В этом смысле единственной абсолютной личностью является Бог, в то время как человек является преимущественно биологическим автоматом, а само развитие его – есть движение к главной характеристике Бога, к абсолютной Воле.

Вторая аксиома – о Мире. Следующей Грахой после Сурьи (Sy - Солнце) является Чандра (Ch - Луна). Sy обозначает «изначального» Бога или, другими словами, единый источник всего сущего. Ch комментирует Sy, а именно раскрывает потенциал существования Sy через отражение; Ch – сознание Бога. Все последующие 7 Грах вложены в Ch, как матрешка в матрешку, таким образом Ch, или сознание Бога – лоно, колыбель проявленного мира. Одно из определений Ch – Мать всех полубогов, творящих через себя множественность жизни. Потому, как заявлено в рассматриваемой аксиоме, весь проявленный мир существует в сознании Бога (Ch) и является комментирующим его содержанием. Соответственно, и человек во всех своих «размерностях» принадлежит Великой Матери (материи), а попытка «вырваться» к Отцу (Sy) – есть его естественное стремление к просветлению.

Третья аксиома – о Человеке. Она не только определяет человека как часть сознания Бога, но и выводит его в особый активный статус. Но что дает нам возможность такого утверждения?

Если на уровне верхнего мира Бог бесформен, личностен, неизменен, завершен и совершенен, то в среднем мире (ниже Sa) – Бог проявлен через множество видов форм, динамичен, находится в развитии и несовершенен. Соответственно за нижней границей среднего мира, коей является Будх (Bu), Он снова бесформен, пуст (Шунья), хаотичен и – потому как в хаосе нет Воли – безличностен. Нижний мир – мир «голых» энергий и подобен фрейдовскому Ид в его топографической модели личности человека; отчасти и ложно нижний мир затронут в исследованиях коллективного бессознательного К.Г. Юнгом. Однако наше бытовое родство с нижним миром гораздо более тесное, чем представляется в силу самого характера этого взаимодействия: подавляющая часть бессознательных актов в нашем поведении – вторжение нижнего мира. Наиболее осязаемо это вторжение происходит во снах. Ум (Bu) «одевает» энергии нижнего мира в образы, из которых плетет ткань сновидений, и тем самым делает возможным частичную трактовку его бесконечной динамики. (Можно сказать, что сны – это оттиск нижнего мира на поверхности человеческого сознания.) Однако и верхний, и средний, и нижний миры – все есть Бог, и нет ничего, кроме него.

Принадлежность человека среднему миру – миру форм, границ и движения дает принципиальную возможность процесса познания. Реализация этой возможности зависит от развитости такого качества, как способность к наблюдению. За данное качество отвечает непосредственно Граха Sa, посредник между мирами. На практике способность наблюдать определяется степенью независимости человека от эгоистических желаний, искажающих восприятие и превращающих человека из наблюдающего в действующего. До тех пор – человек есть автомат и занят удовлетворением Грах, уверенный, что живет собственными целями и потребностями. По мере освобождения от желаний человек становится проводником Воли Бога в Его потребности в рефлексии. Не будет чрезмерным утверждение, что человек (чело вверх) настолько человек, насколько способен быть таким проводником. Так, через предшествующее осознанию наблюдение и последующую осознанную деятельность человека Бог проставляет некоторые границы своей личности (представляемые нами, увы, лишь в виде смутных человеческий историй о Мире). Таким образом, мы «творим» личность Бога, а он творит себя через нас.

В заключении отметим еще один немаловажный в концептуальном плане момент: о приоритете миров. Чаще всего он сводится к вопросу о первенстве. Что было раньше и кто кого породил? Противопоставляются обычно: свет и тьма, сознание и материя, Шива и Шакти, Вишну и Шива, личность Бога и его энергии? Напомню, вопрос времени (как и любых иных границ) уместен лишь в среднем мире, не претендующем на изначальность. Средний мир возник лишь как следствие и пограничное оформление конфликта полюсов. Бытие верхнего и нижнего миров вечно, изначально и одновременно. Попытка внести линейную временную последовательность и иерархию – издержка человеческого ума, инструмента ограниченного и предназначенного исключительно для использования в среднем мире.

Вывод:
Бог – одновременно и абсолютная личность, и Пустота; он имеет форму (формы) и не имеет формы, динамичен и неизменен, находится в развитии и деградации, несовершенен и совершенен, незавершен и абсолютен, он познает себя и себя же забывает. Выделение той или иной Его характеристики уместно лишь при частном рассмотрении Его проявления на разных уровнях Его бытия.

_____________
* -  звонить Татьяне, +375 29 6365822

>>
<<
< Назад